Здание, спроектированное архитектором В. П. Загорским, сохранило фасад с полуротондой от старого дома, построенного для княгини Е. Р. Дашковой в конце XVIII века. Внутри же было создано современное пространство, отвечающее всем требованиям того времени.
Открытие Большого зала сопровождалось масштабной концертной программой, включавшей произведения, которые символизировали величие русской и мировой музыкальной культуры. В программе прозвучали увертюра к «Руслану и Людмиле» М. И. Глинки, «Франческа да Римини» П. И. Чайковского, «В Средней Азии» А. П. Бородина, увертюра А. Г. Рубинштейна, написанная специально для открытия нового здания Петербургской консерватории в 1894 году, и Девятая симфония Л. ван Бетховена.
Дирижер Сафонов, руководивший концертом, подчеркнул символичность выбора произведений. Он отметил, что открытие Большого зала, в котором был установлен великолепный орган, выполненный парижской фирмой «Кавайе-Колль» под наблюдением известного французского органиста Ш. Видора, стало настоящим праздником музыкальной культуры.
С тех пор Большой зал Московской консерватории стал одним из крупнейших центров концертной жизни страны. Здесь выступали выдающиеся артисты со всего мира, а его превосходные акустические качества неоднократно отмечались авторитетными музыкантами. Создание такого зала в стенах консерватории значительно повысило ее значение как основного центра московской музыкальной жизни, укрепило связь учебной работы с практикой и повысило авторитет консерватории в глазах публики.